Личная жизнь ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
Она не должна быть объектом обсуждения широкой общественностью, темой романов и кино, а тем более – скандальной хроники и желтой прессы Я исхожу из того факта, что при всем желании мы не сможем найти в личной жизни великих людей нечто большее, что могло бы быть выше, чем проявление их таланта, умение реализовать свои неординарные способности. Любые публичные дискуссии о личной жизни человека сводятся к некой субъективной оценке. Однако, имея в своей сути элементы симпатии и антипатии, невозможно, в принципе, дать более или менее справедливую, логически правильную оценку жизни и творчеству любого индивида. Такие обсуждения непременно отвлекают истинных почитателей талантливого человека от того основного, что составляет суть его творчества, не имеющего, кстати, прямого отношения к проявлениям природных возможностей.
Поводом высказать свою точку зрения послужила передача «Пусть говорят» известного телеведущего Андрея Малахова на российском телеканале.
Темой для широкого обсуждения стала личная жизнь ушедшей из жизни широко известной советской и российской певицы, «русского соловья» Людмилы Зыкиной. Дело дошло до того, что следственные органы уже требуют эксгумации ее тела с целью проверить версию «знакомых» певицы о невыясненных обстоятельствах, якобы ускоривших ее смерть. Предметом телешоу и публикаций в печати, посвященных Л.Г.Зыкиной, была якобы пропажа драгоценностей певицы. Участники жарких споров говорят, что богатство Зыкиной – ее бриллианты - должно стать «достоянием народа». Кого именно имели в виду под «народом», так и осталось неясным. Эти «радетели справедливости», а в действительности – одиозные личности, выступая от имени некой массы, обобщенно называемой ими «народом», договорились до абсурда. Так, оставив в тени творчество Зыкиной, они, грубо говоря, замарали ее светлый образ. Осуждали певицу за то, что якобы она под занавес своей жизни (за три дня до смерти) хотела выйти замуж за своего личного лечащего врача. Мол, «как посмела великая певица решиться использовать свое естественное человеческое право, не подумав о народе?!» Хочу напомнить, что от имени народа или страны с большой ответственностью имеет право говорить лишь один человек – глава государства, избранный большинством имеющих право голоса граждан. Остальные, к счастью, этим правом не обладают. Всем известно, что под понятие «народ» попадают все слои населения, вплоть до сидящего в тюрьме убийцы или насильника.
Многие, вследствие своей ограниченности, склонны считать, что у великих людей и личная жизнь-то должна находиться лишь в пространстве, определяемом для них народом, который древние греки обозначали понятием «охлос», то есть «множество, масса, толпа». Хотя я не полностью разделяю мнение древних греков, но хочу отметить, что никто до сих пор так и не смог дать научную характеристику этого термина, обозначающего большую группу людей одного происхождения, у каждого из которых есть свое собственное мнение и место на общей территории. Великим, талантливым и гениальным личностям (я делаю различие между этими определениями. Сама очередность перечисления – это путь от меньшего к большему) присуще яркое проявление их неординарной индивидуальности. Им принадлежат неповторимые музыкальные произведения, картины, научные открытия, полководческие способности, литературные шедевры, любой другой вид нестандартной деятельности, недоступной простому смертному. Кто, скажем, сможет повторить путь пророков Мухаммеда и Иисуса Христа? Или Паганини, Моцарта, Баха, Микеланджело, Пушкина, Леонардо да Винчи, Модильяни, Толстого, Достоевского, Декарта, Ницше, Омара Хайяма, Шахрияра, Сабира, Гоголя, Саттара Бахлулзаде, Саади, супругов Кюри и Бетховена? Ведь этим Личностям человечество обязано весьма многим! Остальные могут только восторгаться ими, порой даже не понимая и десятой доли того, что этими исключительными Личностями, гениями всех времен и народов сотворено на благо человечества. Над изучением творчества каждого из таких особых людей работают научные институты. Секреты их таланта, оригинального творчества неизвестны до сих пор. Вряд ли человечеству это откроется когда-нибудь. Мы ограничены в своих возможностях понять суть такой субстанции, какой является Талант. Одно лишь упоминание имени кого-нибудь из них магически воздействует на эмоциональное состояние человека, перед его взором открывается целый пласт новых духовных наслаждений… Но почти каждый из великих и талантливых не имел той личной семейной жизни, которая свойственна абсолютному большинству людей. Она – личная жизнь - вроде бы отсутствует или же присутствие ее портит общую картину, и гений прямо на глазах превращается в существо с чудаковатым характером, со странным поведением, со смешным и неухоженным внешним видом и, конечно, с незавидным семейным положением. Я убежден, что проявление таланта гениев нельзя ставить на одну доску с их личной жизнью. Универсальности в личной жизни не существует. Она – эта личная жизнь – у многих гениев и вовсе бывает размером с точку на большом шаре. А если и есть, то, по известным причинам, она несравнима с личной жизнью обычного человека.
Я перечислил выше несколько известных имен, знакомых человечеству и истории. Разве кто-нибудь из этих великих личностей имел среднестатистическую личную жизнь, семью, как это представляет себе «народ»? Тем не менее, можно говорить о каждом из них часами, не затрагивая личную сторону их земного бытия, даже строить свои взаимоотношения в собственной семье, согласно их творчеству. Плоды их труда задевают каждого из нас за живое, волнуют, заставляют задуматься, размышлять, меняют в лучшую сторону наше настроение, внутреннее состояние, призывают подражать лучшим их чертам. Я убежден, что личная жизнь великих людей должна иметь статус неприкосновенности. Это – тайна за семью печатями, недоступная обычным обывательским пересудам или, того хуже, могущая стать темой телешоу или публикации.
Быть может, следует вообще не затрагивать частную жизнь исключений? Я пришел к такому мнению еще лет 25 назад, когда в кинотеатре «Азербайджан» просмотрел художественные фильмы о жизни Моцарта и Паганини. Великий Моцарт выглядел на экране шутом на королевском балу, а тело единственного в своем роде скрипача Паганини семь дней не могли предать земле из-за тупости тогдашних отцов церкви. Полуторачасовой фильм о великом композиторе Моцарте всколыхнул мою память, привел в ней все в беспорядок. И теперь из увиденного на киноэкране хаоса личной жизни гениев, тех, кого я люблю и ценю, кто доставляет наслаждение и удовольствие всему моему существу, я должен выбрать то, что нужно, и забыть то, что увидел. Но… заставить себя не думать и не размышлять – дело безнадежное, и это хорошо знают кинематографисты и телевизионщики. Их фильмы и телешоу сильно принижают значение объекта, а не наоборот.
Такие нелепости происходили и у нас, в нашей истории, литературе, искусстве, науке. Лишь один пример: великий и неповторимый М.А.Сабир из-за своей адресной сатиры оказался неугоден тогдашнему азербайджанскому мусульманскому духовенству и малограмотным чиновникам. Поэтому он был вынужден переезжать с места на место и зарабатывать на хлеб изготовлением мыла. С его личной жизнью мы знакомы очень мало, нам хватает его творчества. Зарабатывать, выставляя напоказ недоразумения из личной жизни великих людей мировой истории, науки, культуры - очень неблагородное и неблагодарное занятие, плохой, и, скажу прямо, весьма и весьма отвратительный и грязный бизнес! Я считаю, что телешоу подобного рода не приносят никакой пользы, и не могут внести чего-либо позитивного в имеющуюся информацию о творчестве великих людей.
Для гения проблема одного человека, семьи, даже целого народа, к которому он принадлежит, не играет решающей роли в его творчестве. Однако, хотя даже гений не может находиться вне общества (существует такой афоризм: «Человек вне общества или Бог, или зверь!»), тем не менее, в своем творческом порыве он одинок и не всегда находит понимание у окружающих. Вместе с тем история человечества - от Античности до наших дней - убедительно демонстрирует необходимость с величайшим уважением и осторожностью относиться к личной составляющей великих людей. Она же, история, неоднократно доказывает, что в личной жизни гениев мы, как правило, не находим ничего поучительного и сверхполезного ни для себя, ни для будущих поколений. Но творчество гениев оказывает огромное положительное воздействие на жизнь общества, на его движение и развитие. Ибо без их великой деятельности человечество никогда бы не смогло совершать эпохальные рывки «за горизонт». Достаточно назвать Галилея, утверждавшего, что «все-таки она (Земля) вертится!», Коперника, автора гелиоцентрической системы, Циолковского, открывшего своими трудами путь человечества к звездам. Они, как и им подобные, ценны не своей личной жизнью, а проявлением своей неординарности, таланта, которые служат на пользу всего человечества. Мы их любим, чтим, видя, чувствуя, слушая то, что они оставили всем нам! Для таланта, гения их человеческая плоть со всеми ее потребностями является лишь физической оболочкой, неким инструментом, способствующим реализации их неординарных возможностей и способностей. Не более того!
Анализ личной жизни таких личностей полностью доказывает это мнение. Кто-нибудь из вас видел или слышал, что гений хорошо стирает, гладит, готовит яичницу, следит за своей внешностью, заботится о собственном здоровье? Вряд ли. Они почти полностью абстрагируются от внешней среды, реалий, погружаясь в глубину того необычного и сверхъестественного состояния, где нет никого и ничего кроме них самих и объекта их гениальности, где никто не может быть им сотоварищем. Приведем в пример Лютфи Заде – нашего великого соотечественника, жившего в США. Разве мы можем сравнить более чем скромную личную жизнь и быт этого величайшего ученого с его открытиями, которые изменили научно-технический облик человечества за последние 30 лет? Это был человек высочайшего уровня интеллекта, понять тайны которого мы еще не научились, но плодами его гениальности пользуемся. Каждое его открытие в области точных наук и изучения космоса, в создании компьютерных технологий является эпохальным, опережает наше время на столетия вперед. К нему и ему подобным Личностям и следует относиться подобающим образом, как минимум, ценить его труды и не лезть в его личную жизнь.
Гениям и талантливым людям мы обязаны многим. Ответить им равноценной взаимностью не в наших силах, мы ограничены в подборе элементов этой взаимности, но уважать, чтить их частную жизнь мы обязаны. Это больше вопрос морали, которая определяет критерии нашего поведения в обществе. Я считаю, что личная жизнь любого человека, а тем более гения, неважно живой он или нет, - неприкосновенна. Вход туда должен быть запрещен. Дело человека в отдельных случаях может быть достоянием общества и мира в целом. А его частная жизнь не есть достояние народа или группы шоуменов. Уверен, что такие передачи портят многим настроение. Все законы всех времен основаны на неприкосновенности личности. Почему же тогда не призвать к ответу организаторов такого рода телешоу за их вторжение на чужую «территорию»? Я склонен думать, что духовное оскорбление наносит больше ущерба, чем если бы кто-то из таких «любителей клубнички» украл нечто самое ценное, материальное у кого-либо из великих, в данном случае все бриллианты Зыкиной.
Возвращаясь к началу статьи, хочу отметить, что любая оценка, кроме самого предмета, должна иметь и цель. Не ошибусь, если скажу, что цель вышеуказанной передачи была более чем неблагородной. Участники передачи, ко всеобщему стыду и изумлению, перебивая друг друга, безответственно, почти хором и с насмешкой говорили об интимных чувствах эпохальной певицы в истории русского народа. Талантливые люди составляют редкое исключение, и они выходят за пределы своих личных пространств. Поэтому требуются несколько иные, особые критерии в оценке их поступков, действий, в том числе взаимоотношений в семье, в личной жизни.
директор Центра исламоведческих исследований «Иршад»,
профессор, доктор философских наук